Sunday, April 5, 2015

Начальное представление о фикхе. Кое-что для новообращенных

Мы начинаем цикл, посвященный азам фикха. Весь фикх мы осветить не можем. А вот главные вещи, которые надо знать и основные правила - вполне. Этот пост и следующий являются своебразным началом знакомства с фикхом.

В какой-то степени этот цикл перекликается с серией статей "Думайте своей головой", но не является тожественным ей.

Небольшое вступительное слово, которое можно не читать, а перейти сразу к следующему абзацу.
Что вообще такое этот фикх? И откуда он взялся?
Если своими словами, то фикх-"это свод правил и правил по извлечению правил." Извлечению откуда? А это уже ответ на второй вопрос. Из Корана и хадисов, используя логическое мышление. Вот из этого, в общем-то, фикх и состоит.    
Слово "фикх" переводится с арабского как "глубокое понимание сути чего-либо","проницательность","различение".
Все, вступление закончилось, можно читать дальше.

1."Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) религиозных обязанностей, так не пренебрегайте же ими, и установил границы, так не преступайте же их, и запретил (некоторые) веши, так не нарушайте же (эти запреты), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь (не организуйте же поиски, исследования относительно них, для выяснения обязательности или запрещенности) же их!" (Достоверный хадис, см., например, №30 в "40 хадисах ан-Навави" или Ш.Аляутдинов "Семья и Ислам, стр. 334, сноска 4.).

2.Пророк спросил Муаза, который был назначен судьей в Йемен:"Как ты будешь принимать решения?" "По Писанию Аллаха",- сказал Муаз. "А если не найдешь решение там?"- спросил Пророк (с.а.с). "Тогда по Сунне Пророка"- ответил Муаз. "А если и там не найдешь?",- спросил Пророк. "Тогда буду полагаться на свою волю, не растеряюсь"- сказал Муаз. *(В другой версии:"Тогда буду судить по своему мнению, приложу усилия для поиска верного решения"). “Хвала Аллаху, наставившему тебя на угодный Ему путь!” – воскликнул Пророк. (Хадис приведен в сб. Ахмада, Абу Дауда, Тирмизи, Дарими). Приведен, например, Мухамаад Садык Мухаммад Юсуф, "Права человека в Исламе", с. 51. Некоторые назвали хадис достоверным, некоторые - недостоверным, а один из ученых добавил, что если он даже недостоверный, то существует много похожих по смыслу хадисов, которые поддерживают данный хадис. Этот ученый - аш-Шаукани)


И еще один момент, который можно было бы выделить в статью "Думайте своей головой - 3". Но мы приведем его здесь, в первом знакомстве с фикхом, настолько он важен для понимания всего накопленного богатства исламской мысли, а также ответов на вопросы, которые вы можете получить.
(3) Смотрите, как дают фетву(как вам отвечают). Очень часто смешивают два понятия- фикх(можно/нельзя) и соображения этики("плеваться на тротуар некрасиво"). Даже сами хадисы есть просто в духе желательно/нежелательно/невоспитано. Понятно, что они ясно и однозначно перекрываются хадисами можно/нельзя. То есть если можно, то можно. И греха в этом нет. А люди, дающие ответ, часто этого не понимают и отвечают с позиций этики(выдавая за правила ислама), а порой смешивают одно и другое, не показывая, где первое, а где второе(зачастую и сами не знают). Это вопиющая и недопустимая безграмотность- с этим согласен весь научный исламский мир.(Во всяком случае всякий, кто нормально изучал фикх. Про ученых я и не говорю,для них это очевидно, разумеется.) Вот, неапример, цитата с сайта одной весьма спорной организации, однако смысл текста с нашей точки зрения абсолютно верный: "Они дали нам ответы на эти вопросы чисто с фикховых позиций, которые мы приводим ниже. Хотим особо подчеркнуть – речь идет только о юридической оценке тех или иных ситуаций на основе фикха. Молодым людям (и не только) в наши дни очень сложно получить такие ответы, так как обычно многие алимы-проповедники начинают давать ответы с жестких позиций ахляка, приводя хадисы и т.д. В итоге теряется юридическое понимание того, что дозволено, а что запрещено и как следствие некоторые люди вообще начинают решать свои вопросы в обход шариата, да упасет от этого Аллах.
В то же время надо подчеркнуть, что формальная дозволенность каких-то вещей не означает, что их нужно делать – соображения морали, обычаев, социального блага так же никто не отменял."


И, напоследок, хочу заметить, что настоящий, сам по себе, ислам(из первоисточников)намного либеральнее и шире, чем многие(порой даже некоторые ученые) себе представляют. Наверняка заметите, когда будете читать хадисы(или Коран), например.

No comments:

Post a Comment